![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
20.11.2023
"Краски осени"
20.11.2023
С 20 ноября по 26 ноября 2023 года Неделя борьбы с антимикробной резистентностью
24.10.2023
Спектакль "РЕПКА"
23.10.2023
Благодарность
Куда можно обратиться? Телефон доверия «Психоневрологического диспансера №3» 261-57-60, 8-800-250-67-65ул. Дагомысская, 48 |
|
|
|
|
Особенности суицидов у детей
Суицидальное поведение детей и подростков, имея много сходства со взрослыми, отличается и определенным возрастным своеобразием. Первой особенностью суицидального поведения детей и подростков служит недостаточная адекватная оценка ими последствий аутоагрессивных действий. Понятие «смерть» в этом периоде обычно воспринимается весьма абстрактно, как что-то временное, похожее на сон, отграниченное от собственной личности. Нередко дети, и даже многие подростки, совершая аутоагрессивные действия, прямо не предусматривают смертельного исхода, и, тем не менее, последствия этих действий могут быть чрезвычайно опасными для жизни. В отличие от взрослых у них отсутствуют четкие границы между истинно-суицидальной попыткой и демонстративно-шантажным аутоагрессивным поступком. В практических целях это заставляет рассматривать все виды аутоагрессии в этом возрасте как разновидности суицидального поведения. Второй особенностью следует считать несерьезность, мимолетность и незначительность (с точки зрения взрослых) мотивов, которыми суициденты детско-подросткового возраста объясняют свои попытки самоубийства. Этим обусловлены особые трудности своевременного распознавания суицидальных тенденций и частота неожиданных для окружающих случаев. Третья особенность заключается в том, что суицидальные попытки в детско-подростковом возрасте, в отличие от взрослых, не имеют прямолинейной зависимости от наличия и характера психопатологической симптоматики и, в частности, от депрессии. В соотношениях этих двух факторов чрезвычайно важная роль принадлежит опосредующему влиянию окружающей среды. Четвертой особенностью следует считать наличие взаимосвязи самоубийств и попыток детей и подростков с некоторыми видами отклоняющегося поведения: побегами из дома, прогулами школы, ранним курением, мелкими правонарушениями, конфликтными взаимоотношениями с родителями, случаями алкоголизации, наркотизации, сексуальными эксцессами и т. д. Наиболее типичными для детей и подростков являются следующие мотивы суицидального поведения: 1) переживания обиды, одиночества, отчужденности, невозможность быть понятым; 2) действительная или мнимая утрата родительской любви, неразделенная любовь, ревность; 3) переживания, связанные со смертью, разводом или уходом из семьи родителей; 4) чувство вины, стыда, оскорбленное самолюбие, угрызения совести, недовольство собой; 5) боязнь позора, насмешек, унижения; 6) страх наказания, нежелание принести извинение; 7) любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность у девочек; 8) чувство мести, злобы, протеста, угроза, предупреждение, вымогательство; 9) желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятные последствия, уйти от трудной ситуации; 10) сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов. Причина суицида — понятие более сложное и многогранное. Выявление причины суицида в каждом конкретном случае должно основываться на комплексном анализе психологических и психопатологических характеристик личности, особенностей воспитания, окружения, взаимоотношений и психотравмирующих обстоятельств, способствующих социально-психологической дезадаптации личности. Многообразие причин самоубийства обусловлено прежде всего -индивидуально-личностным характером данной формы поведения. Этим определяется и неоднородность контингента детей и подростков, которые в условиях реального, ожидаемого или мнимого конфликта прибегают к аутоагрессии. Существует ряд факторов, оказывающие наиболее существенное влияние на формирование и частоту суицидального поведения в детском и подростковом возрасте. К ним относятся: 1. Недооценка роли наследственной предрасположенности к развитию суицидального поведения. Выявление такой предрасположенности (наличие среди родственников лиц с теми или иными формами суицидального поведения) является необходимым компонентом диспансеризации уже в младшем возрасте. Кроме того, необходимо информирование родителей о наличии потенциального суицидального риска у ребенка еще до его рождения и необходимости последующего профилактического контроля. 2. Асоциальная или неполная родительская семья. По данным ряда исследований, в таких семьях выросли 40% детей и подростков с суицидальным поведением. 3. Патологическое воспитание в родительской семье. Наибольшей суицидогенной опасностью обладают такие типы патологического воспитания, как авторитарный (особенно, сочетающийся с жестоким обращением), «сиротство при живых родителях» (когда ребенок фактически лишается их любви и заботы, а функции воспитателя передаются няне), «кумир семьи», перфекционистский. По нашим данным, более 90% детей и подростков с различными формами суицидального поведения получали патологическое воспитание в своих родительских семьях. Учитывая вышесказанное, становится понятным, почему ведущей сферой суицидогенных конфликтов является семейная – 47% всех случаев. 4. Конфликты со сверстниками, в т.ч. любовные. На их долю приходится 27% от общего числа изученных нами случаев суицидальных действий детей и подростков. 5. Индуцирование суицидального поведения средствами массовой информации (СМИ). Чаще всего СМИ представляют информацию о самоубийствах абсолютно недопустимыми методами. Журналисты стремятся придать ей сенсационный характер, смаковать подробности ухода из жизни сверстников подростков или их кумиров, описывать методы самоубийств, самому факту суициду придается оттенок романтичности. Учитывая существующий у подростков мощный эффект подражания, все это может провоцировать развитие суицидального поведения и совершение самоубийств, зачастую групповых. 6. Социально-экономическое неблагополучие регионов. Как правило, частота самоубийств у детей и подростков (равно как и в населении в целом) выше в регионах с неблагополучной экономической ситуацией, низким уровнем жизни населения, высокими уровнями пьянства, алкоголизма, наркомании, преступности. 7. Этнокультуральные особенности. Не случайно среди регионов, занимающих первые 6 мест по частоте детских и подростковых суицидов, находятся 5 национальных образований, а Забайкальский край представляет собой объединение ранее существовавших Читинской области и ряда автономий. Доказано, что наиболее подвержены развитию суицидального поведения коренные народы Севера Сибири и Дальнего Востока, а также представители финно-угорской (удмурты, коми, карелы и др.) и монгольской (буряты, калмыки) этнических групп. Такой вывод обусловлен не только высокой частотой суицидов в соответствующих регионах в целом, но и тем, что внутри них уровень самоубийств среди коренного населения в 1,5-2 раза выше, чем среди русского (славянского). Это связано с вошедшими в культуру данных этносов и существующими до настоящего времени архаическими религиозными представлениями о допустимости самоубийства, «жизни после смерти в новом качестве». В этих народах дети «напитываются» такими представлениями и становятся группой риска суицидального поведения. Контингенты детей и подростков с риском самоубийства 1. Больные шизофренией 2. Больные с экзогенными и эндогенными видами психической патологии, содержащими в клинической картине, аффективные расстройства в форме депрессии, дисфории или дистимии. 3. Больные психопатией из группы неустойчивых, психастенических и истерических. 4. Больные острыми и подострыми психогенными заболеваниями. 5. Дети и подростки, употребляющие спиртные напитки, а также склонные к асоциальным формам поведения. 6. Дети и подростки, переживающие острые или длительные психологически-сложные (экстремальные, стрессовые) ситуации. 7. Дети и подростки из конфликтных семей, проживающие с психически больными родственниками, а также из семей, в которых были случаи самоубийства. 8. Дети и подростки, страдающие некоторыми соматическими заболеваниями (венерические болезни, врожденные и приобретенные уродства, увечья, костный туберкулез и другие заболевания), способствующими формированию социально-психологической дезадаптации, или сопровождающиеся развитием депрессивных переживаний. 9. Дети и подростки, совершившие в прошлом попытку самоубийства, а также высказывающие угрозы самоубийства. Проблема профилактики самоубийств детей и подростков включает в себя самые разнообразные стороны жизни общества и не может ограничиться сугубо медицинскими мероприятиями. 1. Предупреждение возникновения суицидов. 2.Предупреждение смертельного исхода при аутоагрессивных поступках.
|
ГлавнаяОб организацииУСЛУГИИнформацияМатериалыКонтактыВакансииПоиск | ||
| ||
Вопросы о суициде ГБУЗ «ПНД № 3» |